Интернет-зависимость – проблема современного мира
В эпоху компьютеризации всё большее значение в повседневной жизни людей, их общении и взаимодействии друг с другом, играет интернет. Интернет открывает значительные информационные возможности, задаёт высокий темп для эмоционально насыщенной деятельности, изменяя многие сферы нашей жизни, поскольку предлагает другие формы общения и обучения. Кроме того, благодаря интернету пользователи могут получать практически любую интересующую их информацию, лишь нажав на курсор мышки, людям из разных уголков мира, обеспечивает возможность узнавать интересующие их сведения без непосредственного контакта и др.
Количество интернет-пользователей и среднее время в сети с каждым годом увеличиваются. Так согласно статистическим данным агентства We Are Social и платформы управления социальными медиа Hoot Suite, число интернет-пользователей на начало 2021 года составило 4,66 млрд. чел, что на 316 млн. (7,3%) больше, чем в прошлом году, а среднее время провождения в интернете – почти 7 часов в день (в 2020 г. – 6 часов 43 минуты).
На этом фоне актуальной становится проблема «интернет-зависимости». Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. На сегодняшний день, среди медиков нет общего мнения о том, является ли интернет-зависимость психическим заболеванием или нет.
Многие специалисты сходятся в том, что неразумное частое использование интернета не только причиняет вред психологическому (хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; увеличение количества времени, проводимого в интернете; ощущения пустоты, депрессии, проблемы с работой или учебой) и физическому (сухость в глазах; головные боли; боли в спине; нерегулярное питание, расстройства сна и др.) здоровью человека, но и оказывает пагубное влияние на его отношения с окружением.
Интернет-зависимость связана со стремлением ухода из реальной жизни. Чаще всего она формируется в подростковом возрасте. Для интернет-зависимых подростков характерны следующие личностные особенности: недостаточный уровень развития навыков общения, низкая самооценка, отсюда склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир.
Основными причинами интернет-зависимости у подростков являются:
- недостаточное внимание родителей;
- неуверенность в себе и своих силах, застенчивость;
- недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;
- комплексы и трудности в общении;
- склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
- отсутствие увлечений или хобби;
- желание быть «как все» сверстники.
Выделяется несколько типов подростков, склонных к интернет-зависимости:
1. «интернет-контакты» – это подростки, главный мотив обращения к Интернету у которых – виртуальное общение, осуществляемое ими во время посещения социальных сетей, форумов, чатов. Основная цель для них состоит в поиске людей, с которыми им будет интересно общаться в сети;
2. «интернет-игроки» – подростки, которые значительную часть свободного времени играют в различные онлайн игры;
3. «интернет-гедонисты» – подростки, не получающие удовольствия от реальной жизни, использующие Интернет для развлечения с целью скачать музыку, фильмы, посмотреть спортивные соревнования и пр.;
4. «интернет-исследователи» – малочисленная группа. Это обучающиеся, которые используют Интернет только в учебных целях, посещая образовательный порталы, информационные ресурсы для выполнения учебных заданий, самостоятельной исследовательской работы, проектной деятельности;
5. cмешанный тип – обучающиеся, которым просто нравится находиться в cети, не зависимо от вида занятий (общения, скачивания информации, игр, просмотр фильмов, слушание музыки).
Для предотвращения интернет-зависимости у подростков родителям рекомендуется:
- больше общаться с ребенком, посещать с ним различные мероприятия;
- проявлять интерес к его увлечениям, поощряя и рекомендуя посещение соответствующих кружков и секций;
- оговаривать время нахождения в интернете;
- прививать у ребенка интерес к активным играм и физическим упражнениям;
- следить за тем, чтобы общение в интернете не заменяло реальную жизнь;
- если детей интересуют онлайн-игры на определённую тематику, предложить их аналог. Это может быть чтение книг на ту же тему.
Воспитайте в себе и в своих детях культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач.